Нагдасев Михаил Иванович – врач-офтальмолог, заведующий Усольской больницей, бригадный врач армии Колчака, в Красной Армии – главный врач госпиталя, старший врач батальона связи, старший врач гаубичного дивизиона, ординатор по заведованию глазным отрядом Иркутского военного госпиталя, заведующий Дедюхинской больницей, участник 1-го Всесоюзного съезда офтальмологов в Москве, 1-го съезда хирургов, гинекологов, офтальмологов, оториноларингологов и рентгенологов Уральской области.
Родился 19 ноября 1888г. в семье зажиточного крестьянина в Пензенской губернии, Керенского уезда, село Ушенка. Родители занимались сельским хозяйством (хлебопашеством), торговлей хлебом и скотом.
Михаил окончил 2-классное училище, затем сельскохозяйственную школу «как самую близкую к моей домашней обстановке и моей психологии», – писал он в автобиографии. Экстерном готовился к поступлению в гимназию. Окончил полный курс гимназии. Увлекся чтением отечественной и зарубежной литературы. Поступил в Императорский Казанский университет на медицинский факультет (диплом № 25603 от 31.12.1916 г.), специальность – внутренние и глазные болезни. В Соликамском архиве хранится заверенная Усольской нотариальной конторой 20.01.1925 года копия диплома М. И. Нагдасева об окончании полного курса медицинского факультета, удовлетворительном прохождении испытаний 15 мая 1916 года и утверждению его в степени лекаря со всеми правами и преимуществами Российской империи степени присвоенными.
В этот период времени глубоко изучал медицину, увлекся изящными искусствами. Посещал кружок, «где главным образом изучали политэкономию. Тут познакомился с учением К. Маркса и Ф. Энгельса».
По окончании университета с 1916 года он, как и большинство медиков, направился в действующую армию. Солдаты России в эти годы сражались на полях Первой мировой войны. Много раненых и больных воинов поступало в тыловые госпитали. Доктор Нагдасев служил в госпитале Троицка Оренбургской губернии. В те годы Троицк был военно-административным центром Троицкого отдела Оренбургского казачьего войска. В его состав входили: нынешняя территория Челябинской области, часть Курганской и Кустанайской областей. В 1918 г. казаки «восстали» против Советской власти. Восстание на Южном Урале возглавил атаман Дутов. Долгое время Дутов находился в г. Троицке. Весной 1918 г. в Челябинске начался мятеж Чехословацкого корпуса. «Мы с красноармейцами вместе сражались против бело-чехов», – писал Михаил Иванович в автобиографии. В 1918 году в России разгорается Гражданская война. Троицк захвачен бело-чехами. Нагдасев в 1918 г. занимает должность заведующего заразной больницей и старшего врача городского лазарета.
В 1919 г. служил в Армии Колчака бригадным врачом.
Затем перешел на сторону красных. Служил в должности заведующего глазным отрядом Иркутского военного госпиталя. Был демобилизован из Красной Армии в 1923 году, за его плечами была уже богатейшая лечебная практика и бесценный опыт в излечении сложных больных, в том числе и с глазной патологией.
После демобилизации Михаил Иванович работал в г. Дедюхине заведующим больницей. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в его личном деле.
С 15 сентября 1923 года – пятнадцать лет Михаил Иванович возглавлял Усольскую больницу. Годы работы в Усолье очень были плодотворны для Михаила Ивановича, как офтальмолога. В эти годы особое внимание уделялось лечению трахомы, которая занимала 1-е место среди причин слепоты в России. Трахома – древнее заболевание, когда-то вызывала целые эпидемии слепоты. Это – хроническое инфекционное заболевание глаз. В начале 20 века в России встречалась чаще всего в Поволжско-Камском регионе. Причины заболевания: низкий уровень гигиены. Из лекарств применяли ляпис и медный купорос (его кристаллами ежедневно обрабатывали конъюнктиву). Эффективное лечение появилось лишь в 1938 г. Ликвидация трахомы в стране стала задачей советского здравоохранения.
4 ноября 1922 года был открыт первый в мире Казанский научно-исследовательский трахоматозный институт имени Е. В. Адамюка со стационаром на 30 коек.
В июне 1924 года Михаил Иванович был направлен в трахоматозный институт для прохождения усовершенствования. В его личном деле хранится свидетельство № 1084 о прохождении курсов усовершенствования в этом институте. В удостоверении директор трахоматозного института, один из учеников Адамюка, профессор В. Чирковский написал: «Доктор Нагдасев принимал активное участие в ежедневных амбулаторных приемах, посещал обходы стационара. Приобрел достаточный навык в диагностике, лечении разнообразных форм глазных заболеваний. Им был произведен ряд операций, преимущественно, по поводу трахомы и ее осложнений. Помимо того, доктор Нагдасев посещал глазную клинику Казанского государственного университета, используя ее материал для углубления своих познаний». Михаил Иванович был активным участником съезда врачей Верхне-Камского округа, окружной конференции Медсантруда.
В 1926 году в Москве был созван Всесоюзный съезд офтальмологов. 15 сентября 1926 года доктор Нагдасев М. И. – заведующий Усольской больницей, глазной врач, обслуживающий Верхнее-Камский и Коми-Пермяцкий округа командируется в город Москва для участия в работе 1-го Всесоюзного съезда офтальмологов. В личном деле хранится это удостоверение. На съезде обсуждались задачи, стоящие перед системой здравоохранения СССР. Большое и серьезное внимание было обращено на борьбу с трахомой. С докладом «Трахома и борьба с ней» выступил первый профессиональный офтальмолог Урала, профессор из Свердловска Г. И. Замуравкин.
В 1927 году эта тема была подробно рассмотрена на специализированной секции 1-го съезда хирургов, гинекологов, офтальмологов, оториноларингологов и рентгенологов Уральской области в состав которой входил и современный Пермский край. В 1930 году прошел 1-й съезд офтальмологов Урала, было создано Областное научное общество офтальмологов.
«30 июля 1937 года был издан секретный оперативный приказ № 00447 наркома внутренних дел Н. И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», на следующий день одобренный Политбюро ЦК ВКП(б). В нем перечислены восемь контингентов граждан, подлежащих репрессии – кулаки, участники казачьих и белогвардейских формирований, чиновники, бандиты, сектанты, церковники, как находящиеся на свободе, так и содержащиеся в лагерях. Все они были разделены на 2 категории. Первые – подлежали расстрелу. Вторые – заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет. Были утверждены квоты по областям. Приговоры выносила заочно областная (краевая или республиканская) тройка. Общая идейная оболочка операции – резкое обострение классовой борьбы для оправдания возвращения к террористическим практикам гражданской войны», – читаем в монографии «Включен в операцию. Массовый террор в Прикамье. 1937-1938 гг.» Нагдасев Михаил Иванович по социальному положению относился к категории «служащий». «Количество репрессированных служащих по Ворошиловскому району составило 66 человек, в Березниках – 76 человек. Всего служащих в Прикамье в 1937-1938 гг. во всех отраслях хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, лесное хозяйство, связь, здравоохранение, образование, наука и культура, спорт и Осовиахим и т. д.) было репрессировано 1 151 человек, из них служащих в здравоохранении – 76 человек», – из той же монографии.
В следственном деле № 31773 в обвинительном заключении: «Обвиняемые: 1. Нагдасев Михаил Иванович – кулак, торговец, служил в белой армии в казачьей дивизии бригадным врачом. До ареста – директор Усольской больницы Ворошиловского района. 2. Катаев Федор Петрович – сметчик треста Березникихимстрой Ворошиловского района. 3. Гурьянов Анатолий Витальевич – сын кулака-торговца. До ареста инженер-электрик Березниковского химкомбината. 4. Егорова Ольга Лукинишна – дочь кулака-трудпоселенца. До ареста – медсестра Березниковской больницы. 5. Худнев Павел Александрович – сын кулака. До ареста – нормировщик гужтранспорта Березниковского химкомбината». Всех их обвинили в участии в несуществующей контрреволюционной повстанческой организации. В деле нет ни одного факта, который бы их участие подтверждал. С Михаилом Ивановичем долго не разбирались – его арестовали 23 февраля 1938 г., содержали под стражей во временной тюрьме г. Соликамска, 26 февраля тройка при УНКВ Свердловской области вынесла Постановление: «Нагдасева Михаила Ивановича расстрелять. Лично принадлежащее имущество конфисковать». Приговор был приведен в исполнение 10 марта 1938 года.
4 сентября 1954 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР рассмотрела протест Генерального прокурора СССР на постановление тройки при УНКВД Свердловской области от 26.02.1938 г. и полностью оправдала всех пострадавших по делу № 31773. Определение: «В деле нет никаких объективных данных, подтверждающих вину Нагдасева М. И. в проведении антисоветской деятельности, не установлено ни одного факта контрреволюционной и диверсионной деятельности. Более того, установлено, что в действительности тех диверсионных актов, о которых дал показание Нагдасев, не было».